Цитаты из постов. Надеюсь, они дадут вам верное представление об этом персонаже. (Местами сведения противоречивы. Будем считать это «областью допустимых значений»)
«Морозный день был чудесен, он как нельзя лучше подходил для охоты. Большинство гостей Бутурлиных решили поучаствовать в этой традиционной забаве дворянства, но Оленька решительно отказалась. Она не понимала прелести подобного веселья. По ее мнению, это было проявлением чудовищной жестокости. Впрочем, она никогда не стремилась кого-то отговорить от охоты. Каждый вправе сам выбирать, как ему проводить время»
«Она всегда была особой довольно романтичной и восторженной. В ней было столько искреннего тепла и юношеского задора, что она не раз вызывала улыбку на самых серьезных и сдержанных лицах»
«Княжна никого не пускала в страну своих грёз, считая это слишком личным и даже тайным»
«Ее отличала быстрая смена настроения: она могла находиться в хмуром расположении духа по абсолютно пустяковой причине, а уже через минуту - смеяться так задорно, что невозможно было не рассмеяться в ответ. Конечно, в серьезных делах она не позволяла себе подобных вольностей. Как, например, при исполнении обязанностей фрейлины при Великой княгине, она была в высшей степени ответственна и благоразумна, за что ее и ценила Мария Николаевна. Так, сочетая в себе несочетаемое, она была совершенно особенной и ни на кого не похожей»
«Оленька же не любила "переливать из пустого в порожнее", потому старательно избегала вовлечения в пустые, по ее мнению, беседы»
«Ольга любила зиму, любила леса и поля, укрытые белоснежной пеленой, любила таинственность и загадочность, которыми веяло от природы. Именно в такое время легче всего было поверить в сказку»
«Ольга помнила, чем закончилась в последний раз эта (прим. рetit-jeux) игра при дворе. Одна из фрейлин придумала такую невероятную историю, но рассказала ее с невинным, не вызывающим ни малейшего сомнения личиком, что все легко поверили в нее. Каково же было всеобщее удивление, когда выяснилось, что в истории той не было и слова правды. Княжна Урусова, конечно, такими "победами" похвастаться не могла: то ли лгать не слишком умела, то ли соигроки попадались слишком внимательные. Фантазия у нее была развита прекрасно с самого раннего детства. Матушка до сих пор пересказывала со смехом ей те сказки, что маленькая Оля сочиняла прямо на ходу: про прекрасных принцесс, храбрых принцев, страшных чудищ и добрых лесных жителей. Княгиня Урусова с поистине уморительной мимикой изображала, как дочь, рассказывая очередную выдумку, с серьезным видом сокрушилась:
- Эх, коротка кольчужка на коне была ...
Юная фрейлина сама не могла сдержать улыбки и однажды даже сказала, что когда-нибудь с матушкиной помощью запишет эти истории в тетрадь и будет читать собственным детям.
Сейчас же княжне не терпелось начать игру, потому она едва могла сдерживать свой непоседливый нрав, ожидая решения дам. Отец, не раз отмечая необычайно живой характер дочери, с теплой улыбкой говорил:
- Вот и правда,стрекозой порхает воля! Как была бесенком, так и осталась. А еще фрейлина!
Ольга только звонко смеялась и целовала князя в мягкую щеку.»
«Ольга же, всегда славившаяся уравновешенным и спокойным характером, а порой и слывшая особой, которая просто не в силах делать глупости, призадумалась. Она вспомнила слова графини Воронцовой о том, что в ее возрасте свойственно ошибаться, делать абсурдные вещи, но при этом веселые и жизнерадостные. " Неужели никогда Вам этого не хотелось..."- спросила она тогда. И теперь, возможно, это и есть ее шанс доказать всем, как она бесстрашна, как ничего не боится, даже нагоняющей такой ужас незнакомки, которая в состоянии раскрыть тебе твою судьбу. Никогда раньше не гонявшаяся за такими вещами, княжна Урусова на данный момент почему-то почувствовала, как сильно в ней желание войти к цыганке первой, несмотря ни на что, так что когда слуги доложили, что прибывшая ожидает одну из девиц в особо отведенной ей комнате, Ольга поднялась первой»
«Оленька была суеверна, но ее желание узнать, что ждет ее впереди и не ударить в грязь лицом перед подругой и будущей золовкой заставили ее собрать всю свою волю в кулак и раз и навсегда отмести все сомнения»
«Ах, как же эти светские мероприятия ласкали душу Ольги Дмитриевны. Оленька еще с детства мечтала, как она в окружении самых знатных господ веселится, кокетничает и флиртует с молодыми юношами, которые приглашают на любимые танцы. Смех разливается по всему залу, в глазах яркие искринки, а на сердце свобода и удовольствие. Определенно, Ольга была рождена для балов»
«Княжна и Дмитрий (прим. кузен Дмитрий Уваров) очень красиво бы смотрелись, ее близкая подруга и ее любимый брат. Как можно было не радоваться такому знамению?! Хотя Ольга, как любая девушка, уже успела в мыслях поженить их, когда на самом деле они знакомы только пару минут. Не нужно спешить, а то я еще не даром сглазить можно. В таких делах княжна Урусова была очень прихотлива. Многие говорили ей, что все это ерунда. Но, увы, она в большей мере верила во все это суеверие.»
«Да, танцы княжна безумно любила.»
«Сильным эмоциям она предпочла ледяное молчание. Какие бы грозные наказания не грозили ей, она продолжала, молча, пережидать бурю.»
«Интересным был и тот факт, что князь разительно отличался от придуманного ею же самой идеала. Но она была молода, порывиста, жила в постоянном ожидании того прекрасного чувства, о котором так много и красиво пишут в романах. И вовсе неудивительно было, что Оленька очень быстро напридумывала себе много, размечталась и вся пребывала в романтических размышлениях и грезах.»
«Она не была в кого-то другого влюблена, не было и иных причин идти против воли родителей, но если сердце ее жениха уже не принадлежит ему, то она не посмеет разрушить чужое счастье. Оленька всегда была натурой романтичной, нежной, впечатлительной, но вместе с тем решительной и в определенные моменты настойчивой и бескомпромиссной.»
«Княжна всей душой отдалась танцу, музыке, царившему вокруг веселью. Она старалась не думать о предстоящем замужестве, решив не омрачать праздник грустными мыслями. Не то, чтобы граф Бутурлин был ей неприятен, вовсе нет! Но они с раннего детства знали друг друга, были дружны, относились друг к другу как брат и сестра. Теперь же им предстояло соединится в одну семью, стать супругами. Это никак не укладывалось в голове. Самым ужасным теперь было то, что между ней и Денисом возникла какая-то скованность, стеснительность. Не было прежнего добродушной простоты и легкости. Это не могло не печалить ее.»
«Денис... Ей до сих пор не верилось, что теперь она его невеста. Еще пару дней назад она думала в этом ключе только лишь о князе Ромодановском, а теперь ей предстоит стать женой графа Бутурлина. Мысли о князе вышибло из головы Оленьки в ту же минуту, в которую ей сообщили о помолвке с Денисом. Но, освободившись от одних оков, она попала в цепи других.
Неизвестность. Её сковывала неизвестность перед завтрашним днем. Сможет ли она полюбить Дениса, человека, с которым росла, который помнит её маленькой непоседливой девочкой со смешными косичкам? При этих мыслях Оля про себя улыбалась. На самом деле, чтобы построить крепкие отношения, почва совсем неплохая. И она готова приложить усилия для того, чтобы эта почва дала плоды. Но готов ли Денис?
Она неустанно думала о нем, но боялась с ним заговорить на эту тему, да и вообще заговорить, так что просьба княжны Елагиной, как ни странно, оказалась очень к месту.
Оленька поймала себя на мысли, что направляется в кабинет к Денису, окрыляемая каким-то неизведанным доселе ею чувством. »
«Ольга, со свойственной ее нраву энтузиазмом, взялась за хозяйство: распорядилась в некоторых комнатах поменять обивку на мебели, в других - расставить все по своему желанию. Утром она изучала расходные книги. Буквально вчера она поразила Дениса своим предложением по уменьшению расходов на содержание особняка, которое нисколько не ущемляло их привычного образа жизни, но вместе с тем было рациональным и полезным. Графиня искренне радовалась своей нынешней жизни, корила себя за глупые страхи накануне свадьбы.»
«Когда он был в хорошем настроении, ей хотелось улыбаться. Когда он плохо себя чувствовал, ей хотелось болеть вместе с ним, разделить с ним и радость и горе. На данный момент, ей казалось, что существует только одно хорошее в их супружеской жизни, хотя и прекрасно осознавала, что счастье делить пополам гораздо легче, чем горести. Несмотря на то, что Оленька была далеко не так наивна, чтобы верить, что не будет у них с Денисом в браке подводных камней, она была полна решимости идти с графом до победного, чтобы ни случилось.
Когда они были еще детьми, она и представить себе не могла, что сможет так полюбить Дениса, что любовью к нему будет переполнять все ее естество. Да что там, пару месяцев назад, если бы ей сказали, что она скоро станет графиней Бутурлиной, она бы шутливо отмахнулась. Но сейчас Оленьке казалось, что это, должно быть шутка, как она не разглядела всех добродетелей Дениса раньше. Как же все – таки хорошо, что она стала именно его женой! Ей несказанно повезло! Они ведь такие родственные души!»
«Бывшая княжна Урусова никогда не была чересчур любопытна, и даже служа при дворе, не набралась этой пагубной привычки. »
«Всю свою сознательную жизнь Оля провела в любви к окружающим, старалась видеть в людях только одно хорошее, и, как ни странно, ее доброта обезоруживала даже самых отъявленных подлецов. Наверное, именно поэтому ее все вокруг звали даже не Олей, а Оленькой, вкладывая свое теплое отношение к ней в таком ласковом обращении. К счастью, до сей пары Бог оберегал эту чистую и невинную душу от потрясений, которые выпадали на долю большинства из Ольгиных подруг, но очень скоро после замужества тучи начали сгущаться над головой бедняжки.»
«Однако счастье молодой графини продлилось недолго. Стоило ей только допустить эту мысль, как она счастлива, стоило получить свой подарок в лице красивого букета из цветов, как ей пришлось признать, что кровь прилила к голове, в глазах зарябило, и еще немного, и она может потерять сознание. Как же ужасно! Кажется, секунды желанного счастья были недолговечны, а ей бы так хотелось их не отпускать...»
«Оленька любила светские приемы, относясь к ним со всей искренностью и теплотой, которые так редко встретишь в салонах известных особ»
Денис:
«Какая, однако, складывалась игра у судьбы! Он ехал с женой, перед которой был виноват так, что никогда у нее не вымолить прощения, вез на прием свою первую любовь, а думал о той, что довела его до греха. Нет! Все совершенно не так. Это он один был во всем виноват и только ему нести за всё ответственность. Мужчина ненавидел себя за все сказанные лживые слова, за несдержанные обещания и за многое другое, за что гореть ему, потом в аду синим пламенем. Он не мог ничего с собой поделать, разве только разорвать свое сердце на две половинки, но то было не возможно. Он любил Настю, любил всей душой с того дня как впервые увидел. И нет, не на балу, а увидел у Вяземский ту нескладную девчонку, что запустила в него подушкой и ту, что успокаивал по дороге в Двугорское. Что же Ольга? Ольгу он тоже любил и она любила его, отчего он считал себя еще большим подлецом и мерзавцем. И чем успели прогневить Бога эти два ангела, что на их пути встретился поручик? После того, как он нарушил слово данное жене он не мог смотреть спокойно ей в глаза. У его Оленьки ангельское терпение, но и ему придет конец, когда она уже обо все узнает. А сцена, устроенная маменькой до сих пор стояла у него перед глазами вместо вечернего Петербурга, проплывающего за окном кареты. »
Реакция на известие о грядущей помолвке с графом Бутурлиным:
«Ольга и подумать не могла, что день ее замужества наступит так скоро, ведь совсем недавно она окончила Смольный институт, строила планы на будущее, мечтала. Неужели все это, вот так легко, лишь по желанию родителей будет перечеркнуто, сожжено, уничтожено?»
Денис Бутурлин:
«Однако Оленька казалась искренней в своих сомнениях. И к тому же зная ее столько, сколько она жила на этом свете, Денис мог почти с полной уверенностью сказать, что она не умеет лгать и юлить».
«Да и что ему еще желать и на что жаловаться? В жены ему прочат не только красавицу, но и редкую умницу с таким чудесным характером, от которого нос воротить грешно».
- Ооо.. – поручик откинулся на спинку, и поддержал шутливый тон разговора, на который к его великому счастью они вышли, - не беспокойтесь, про ваше упрямство забыть сложно, - он негромко рассмеялся и поддразнил невесту, тоненьким голоском, который из его уст звучал весьма комично, - «я точно помню, что налево, а не направо!», - он мигом сделал суровый взгляд и грозно добавил, - Ольга Дмитривена, помните ли вы, сколько мы блуждали по окрестностям?Выдержав театральную паузу, поручик принял свое обычное выражение лица и поправив очки на переносице посмотрел на Урусову со смехом в глазах, - и все равно, вам со мной не повезло больше.
Про кота:
Ольга:
« Память отчего-то подкинула воспоминания из далекого детства, когда маленькая Ольга с интересом рассматривала позолоченныйканделябр, и развитое бинокулярное зрение помогало ей увидеть мельчайшие детали искусной работы. Она так увлеклась этим занятием, что не заметил, как подошла слишком близко к камину, и взлетевшая искра упала на подол ее платья. Именно Денис, несмотря на ранний возраст, проявил хладнокровие и решимость - резким движением выбросил цветы из вазы, стоявшей на столе, и вылил воду на вспыхнувшее платье. Оленька не пострадала, только перепугалась сильно. Матушка и Антонина Денисовна долго не могли ее успокоить, и только появившийся с котенком в руках Денис смог прекратить рыдания. Княжна заулыбалась, увидев маленькое мяукающее существо, и протянула к нему ручки.»
Денис:
- Оль, то чудище у вас еще живет? – с улыбкой спросил поручик, имея в виду страшного с виду котенка, которого он некогда притащил маленькой княжне, лишь бы она прекратила реветь. Сергей, конечно, подзужевал притащить ей мышь, но юный граф счел подобное форменным издевательством. Немного позднее он, конечно, понял (точнее Катька, решив поумничать все ему объяснила, назвав его чуть ли не бездушным пнем), что девочка была просто перепугана. Но разве это волновало мальчишку? – я про кота. Или оно оказался кошкой?
Ольга:
- Да, это был кот. И вовсе он не чудище!- С поистине детским возмущением парировала княжна, но вовремя спохватилась и сама улыбнулась на свою первую реакцию.- Он в нашем поместье. Раньше он был довольно игрив и жизнерадостен, но сейчас все чаще лежит скамейке на кухне да выпрашивает очередное блюдце молока.
Ольга по-настоящему привязалась к этому существу и абсолютно искренне по нему скучала. Василий (так назвали кота), будучи котенком, большую часть времени проводил на руках у своей маленькой хозяйки, а когда вырос и превратился в огромного пушистого кота, любил спать у нее в ногах. Так или иначе, он всячески выказывал свою любовь и преданность. Матушка даже писала, что когда Ольга уехала в Петербург в Смольный, он долго тосковал, а потом будто все понял и просто радовался редкими встречам с ней. Ольга помнила, что в последний раз, когда она была в поместье, Вася запрыгнул к ней на колени, улегся и тихонько замурчал. Так и провел весь вечер у нее на руках. Девушка почувствовала, как комок подступает к горлу, но постаралась сдержать слезы. Одна только предательская слезинка быстро скатилась по щеке.
Денис:
- Как же не чудище! Видела бы ты, откуда я его выудил тогда, - рассмеялся Бутурлин, - вас не сильно удивило то, что котенок после мытья посветлел в своей окраске? – лукаво улыбнулся он.
- Он в нашем поместье. Раньше он был довольно игрив и жизнерадостен, но сейчас все чаще лежит скамейке на кухне да выпрашивает очередное блюдце молока.
- Он нашел свое место в жизни, - продолжил смеяться он, - Надеюсь, - он прекратил смеяться и исподлобья посмотрел на Ольгу смеющимся взглядом, - он хотя бы мышей ловил? Денис хотел было еще что-то спросить, но заметил, как из глаз княжны потекли слезы.
Дарья Петровна:
- Если ты не выйдешь замуж за Дениса Алексеевича, то пойдешь за Евгения Сергеевича, - шепнула она ей на ушко, - он мне уже намекал, что был бы счастлив взять тебя в жены.Евгений Сергеевич был их соседом по имению, почтенный муж, ровесник ее брата, чьи дочери были уже замужем, и который не терял надежды жениться вновь и произвести на свет наследника. Он всегда был добр к Оленьке и неравнодушен к ее приданому. Дарья не очень хотела, чтобы ее сокровище увел под венец этот человек, но свои мысли она всегда держала при себе и Евгений Сергеевич всегда был желанным гостем в их доме.
- Что скажешь, Оленька? Денис Алесеевич ждет твоего ответа, - мать бросила лукавый взгляд на нее, а затем на будущего зятя.
Лита:
Шувани подтянула к себе кружку, одним большим глотком опустошила её едва не наполовину и ещё пристальнее вгляделась в невесту графа Бутурлина. До чего хотелось поставить её посреди горницы да обойти кругом, красоту по крупинкам рассматривая. Косу расплести да запустить руку в пшеничное море, в длинном девичьем волосе всю судьбу читая. Но - нельзя. Только сейчас поняла Лита, за что старая Хитана готова была палкой внучку уму-разуму учить: когда зудит, бьётся под кожей колдовство, на волю рвётся-просится, а сердце будто огнём объятое, и глаза от того жара слезятся, забыть о разуме да мере ой как легко! До чего же хочется вывернуть дар свой, чужую судьбу заново собирая, да провести будущую графиню по дорожке ровной и гладкой, чтобы не запнулась нигде, не поранила ножки белые, не затуманила глаза свои ясные слезами... Нельзя. Нельзя, потому что Лита тогда ради одной девочки десяток жизней погубит, а то и больше. Тех, кто против замысла Господнего пойти рискнул, уж никак не благодетелями кличут, а проклинают, и Морозовой того вовсе не надобно было.
- Всё хорошо будет, - негромко сказала шувани. - Всё будет - и радость, и горе... Радости - больше, - скупо улыбнулась она уголком рта. - Муж любить будет, пылинки сдувать, коли ума наберётся, - Лита упёрлась взглядом в Катерину, помрачнев, и тут же посветлела лицом, обращаясь ко второй гостье: - Дочка родится, крепенькая и ладненькая... Всё хорошо будет, только сил в себе найти нужно, чтобы страх и гнев разум не застили.
Денис Бутурлин об Урусовых:
Урусовы всегда отличались невероятным гостеприимством. Эта чудесная черта была присуща всем членам данного почтенного семейства. Попав сюда, гости тут же были окружены заботой и устроены по самому высшему разряду. «У моей доброй старой подруги, княгини Урусовой, вы всегда будете чувствовать себя как дома, уж я то ее знаю» - всегда говорила их maman, после чего следовал один из многочисленных рассказов из их юности. Когда же дело доходило до воспоминаний о Дмитрии Константиновиче, Антонина Денисовна всегда лукаво подмигивала своим девочкам и говорила: «Какой это был мужчина в молодости! Первый красавец! (Как вы могли подумать! Он никогда не сравнился бы с вашим papa!) А какая выправка! Впрочем, он и сейчас все еще хорош собой (и живописный животик его ничуть не портит!) настолько, что Дашенька (видимо по привычке) продолжает его ревновать». Но, несмотря на все эти ироничные разговоры, (Несомненно, Дарья Петровна поминала старую подругу в том же ключе. Уж не могли они иначе.) Антонина Денисовна все душой любила семейство своей подруги и уж конечно души не чаяла в своем крестнике – Сергее, первенце четы Урусовых. Именно с ним (Средний сын – Петр был на службе) Денис практически и провел весь вечер за разговорами о службе, его переводе и за игрой в шахматы, за которой с интересом наблюдал отец, то и дело, вставляя остроумные комментарии.